fbpx

Выпуск 3. Комментарии к дискурсу «Саньяса – это высшее». Часть 1.

Здравствуйте!
Продолжаем беседы о саньясе.

Комментарии к дискурсу «Саньяса – это высшее». часть 1.

А вот Ошо предлагает другой путь. Я уже отметил важнейшую часть саньясы – это наличие практики. Для того, чтобы человеку начать разбираться с самим собой, нужна практика, практика эзотерическая, тонкая, обладающая определённым таинством. Я просто почитаю вам выдержки из одного дискурса, который называется «Саньяса — это высшее» и что-то прокомментирую.

О радости и блаженстве.

«Для меня саньяса, — это уже слова Ошо, — не означает отречения. Она означает путешествие к радости и блаженству».

Я сразу хочу это прокомментировать. Это очень легко сказать, но на пути к радости и блаженству находится вовсе не отсутствие денег или, например, отсутствие замечательных цветов, или отсутствие одежды, или автомобиля, или дома, а присутствие меня самого в себе. Я — главная причина отсутствия радости в самом себе. И надо разбираться, почему я в себе эту радость так лихо сжираю каждый день. Если посмотришь на человека, то отметишь, что в среднем 80% времени он в беспокойстве, в печали, в тоске, в угрюмости, в раздражении, в ненависти, в бешенстве. И только процентов 20 времени более-менее нейтрально, ну, даже 15. Это можно счесть за что-то благоприятное. И где-то процентов 5 жизненного времени человек в некой радости, даже 4, и может 1%, — он в счастье. Очень неутешительная статистика. И причина мы сами. Поэтому, это заявление о «путешествие к радости и блаженству», на самом деле, заявление о чём? Разберись с собой, почему ты теряешь радость.

СМЫСЛ ОТРЕЧЕНИЯ.

«Для меня саньяса не какой-то вид отрицания» — Ошо.

Это очень важно, потому что до сих пор саньяса понималась, как отрицание обычной жизни. Например, отрицание какой-нибудь пищи: «Я это есть не буду». Многие вегетарианцы очень гордятся тем, что они не едят мясо. И от этого полны спеси по отношению к мясоедам. Джайны, саньясины от джайнизма, метут веником перед собой дорожку. Они отрицают возможность случайно наступить на муравья из самых высших этических побуждений. А как насчет мириадов микробов, которые гибнут при каждом нашем вдохе?

«Это положительное достижение, но до сих пор во всём мире саньяса рассматривалась в очень негативном смысле. В смысле отказа и отречения, прежде всего. А я вижу саньясу, как нечто положительное, утверждающее, чего нужно достигнуть, что нужно хранить, как сокровище. Действительно, когда человек, как сокровище, несёт с собой обычные камни и натыкается на драгоценные камни, он немедленно выбрасывает обычные камни. И в этом ловушка. — (Как чётко и красиво ОШО излагает. Хотя кто я такой, чтобы оценивать ОШО. Я просто восхищаюсь и учусь.) — Он выбрасывает обычные камни для того, чтобы освободить место для вновь найденных драгоценных камней. Это не отречение. Это точно так же, как вы выбрасываете мусор после того, как подмели комнату, чтобы ваш дом был чистым и опрятным. И вы не называете это отречением. Не правда ли? Вы просто подмели мусор. Вы называете, что-то отречением, когда вы отказываетесь от чего-то, чем вы дорожите. И вы подсчитываете, во что это вам обойдётся».

Вот это важный момент. И на этом многие покупаются. Современные претенденты на саньясу Ошо начинает с подсчётов, с выгод. «Что будет, если я изменю имя? Отброшу старое. О! Есть явно положительный прибыток. Теперь я могу выпендриться перед девочками или, наоборот, мальчиками, что у меня теперь такое особое саньясинское, понимаете ли, санскритское имя. Да оно и ещё так громко расшифровывается». Сам факт смены имени по таким соображениям совсем не нужен. Не это дает саньясу. «Но с другой стороны, если я лишусь старого имени, кто тогда сможет меня узнавать, что скажут соседи или мои партнеры по бизнесу? И т.д.»

«До сих пор на саньясу смотрели в терминах подобных подсчётов. Подсчётов всего того, от чего вы отказались. Бывали это семья, деньги или что-нибудь другое. Я рассматриваю саньясу с совершенно другой точки зрения, с точки зрения положительного достижения. Несомненно, между этими двумя точками зрения есть фундаментальное различие. Если саньяса, как это я вижу, есть приобретение, достижение, то она не может быть противоположна жизни».

Вот это вот очень важно, потому что до сих пор, в древней саньясе её противопоставляли жизни. Это была главная ошибка. И через это пробиться могли единицы из тысячи.