fbpx

Выпуск 22. Комментарии к дискурсу о сновидениях. Часть 5

Здравствуйте!

Продолжаем беседы по дискурсу Ошо из Библии Раджниша (том 3, д.3), фильм назвается «Я здесь, чтобы разрушить ваши сновидения».

ОШО: В моей деревне было много мусульман, и в моем детстве еще не было того, что случилось позже, когда индусы и мусульмане начали убивать друг друга.

Обратите внимание, тут потрясающий момент. Надо знать хорошо современную историю Индии и вообще индийскую культуру. В фильме вы можете увидеть, что Ошо надолго замолчал, он уже знал, что хочет сказать, но он подбирал слово. Знаете почему? Потому что это в Индии очень острая проблема. И в 85-ом году, когда был дискурс, это еще было очень свежо, миллионы жизней были загублены в этом конфликте. Ему надо было правильное выбрать, чтобы не возбудить в людях сразу опять те же привычные паттерны поведения, осуждение, ненависть. Хотя на дискурсе сидели большей частью европейцы, у него саньясинов европейцев две трети, и только одна треть индийцы.

И что очень интересно. Если вы специально просто прокрутите несколько раз и посмотрите, как он в этом месте работает, вы поймете весь смысл того, как правильно заниматься политикой. Вот буквально в эти 20 секунд, тут все заложено. Я нисколько не преувеличиваю. Это обычно упускается. Но когда смотришь пленку в пятый-десятый раз, кое-что начинаешь понимать.

И опять работа с образами. И он, кстати, об этом говорит, что до возникновения Пакистана индийцы и мусульмане жили совершенно спокойно вместе и ничего сложного не возникало. До появиления поэта Мирзы Аллама Икбала, который создал идею Пакистана, это была основная его идея – отсепарировать мусульман от инудистов и прочих.

Дело в том, что мусульмане жили по всей территории Индии. И на юге, и в средней части, и на севере. Идея Аллама Икбала и поддержавших его людей состояла в том, чтобы всех мусульман переселить на север, в Пакистан. Не должны индуисты и джайнисты жить с мусульманами. И в результате этого переселения погибло больше миллиона человек. Это была страшная трагедия для Индии по одной только причине, идее, что вот мусульманин — это одно, а это индуист – это другое.

И я почему все это рассказываю? Чтоб вы поняли, сколько глубины и смысла в этой остановке, паузе Ошо. Он единственный раз за весь дискурс так долго останавливается. Все остальное – это совершенно иначе сделано.