fbpx

Выпуск 1. Экскурс в прошлое саньясы

Ещё в древности в Индии в различных вариантах ведических культов, в брахманизме, в индуизме, в джайнизме возник институт саньясы. Тогда он означал самоограничение, более того, отречение и отказ от мира. Как правило, саньясин избирал ту или иную форму жертвы. Например, саньясин мог жертвовать возможностью жить постоянно в каком-нибудь месте. Очень большое количество школ как раз этого требовали от саньясина. Он имел право, скажем, переночевать в какой-то деревне, а потом обязан был уйти из неё, и на следующую ночь либо ночевать в лесу, либо в следующей деревне. И это были странствующие саньясины, они жертвовали жильём. Такая неустроенность, постоянное движение как-то преобразовывали человека.

Второй вид саньясы было отшельничество, когда человек просто уходил куда-нибудь подальше, обычно, в Гималаи, в леса, в горы. Там сооружал себе хижину и жил на подаяние, он не жил своим трудом. И главное в этом было то, что он практически ни с кем не общался, за исключением акта подаяния.

Наконец, третий вид саньясы — это просто нищенство, когда человек не работает, а живёт за счёт других, типа, им бог подает. Считалось, что в них что-то внутри происходит, что простому человеку неловко просить милостыню. Преодоление стыда, скудная жизнь , отказ от благ цивилизации возводились в ранг духовного пути. Ну, вы видели нищих, например, православных. Как вы думаете, они саньясины? Думаю, что нет. Некоторые из них очень богатые люди, которые таким способом сколотили себе вполне приличный капитал.

Сама по себе такая ограничительная тенденция в саньясе ещё не является определением саньясы. Помимо этого в саньясе ещё было важно в древности, кто учитель и какие конкретные задания он даёт своему ученику-саньясину. Были странствующие учителя, с которыми просто саньясины шли. А например, саньясины Будды и его ученики не обязаны были таскаться за ним везде, где ни попадя. Это было ненужным. Будда даже иногда их прогонял.

Были разные формы саньясы, где наблюдалась очень сильная привязанность к учителю. И сначала это давало хороший эффект, потому что учитель — это существо более высокого ранга энергетически, а, значит, возле него могли происходить преобразования ученика. Но потом это давало себя знать: ученик ограничивал себя, и у него исчезала свобода. Он уже не мог себя помыслить без учителя.

Саньяса в разных школах понималась различным образом ещё и по методу. Дело в том, что помимо вот такого отказа от мира, самоограничения, саньяса предполагала практику. И это важнейшее свойство саньясы. Если ты даже ушёл от людей, отказался от мира. Например, отказался от богатства. Были такие саньясины, богатые люди, которые, так сказать, взяли и этого лишились. Например, таким первым саньясином был Будда. Первое, что он сделал, отказался от своего царского достоинства принца, от властных преимуществ и отказался от огромного богатства и власти. И у Будды потом был период, когда он ушёл в аскетизм, чуть не замучил себя до смерти, буквально случайность (конечно, в кавычках случайность) его спасла. Для таких фигур, как Будда, случайностей не бывает. В конце концов он пришёл к тому, что мы сейчас называем буддизмом, осознав, что внешняя форма саньясы – это не главное.
Самое главное в саньясе — это иметь практику. И поэтому саньясином, может быть, например, тот же христианский монах, если он практикует. Другое дело, что из-за индийской терминологии многие христианские лидеры очень сердятся, когда монаха называют саньясином, считая, что это совершенно другое. То есть, к сожалению, сейчас в мире есть такая привязка к тому, что это чисто индийское понятие. На самом деле это не так. Это слово санскритское, а не индийское. А санскрит – отец индоевропейских языков. И мы живём как раз в ареале индоевропейских языков, поэтому саньясин — это вполне приличное слово для любого человека нашего ареала обитания: и для англичан, и французов, испанцев, итальянцев, таких католиков завзятых, и русских, украинцев, таких завзятых православных и т.д.

Вот это очень небольшой экскурс в то, как понималась саньяса в прошлые времена. Саньяса иногда может приобретать очень странные формы, например, саньяса того, кто практикует тантру. Одна из форм саньясы была жить на кладбище, преодолевая страх смерти. Ещё хуже: для многих йогов саньяса — это было откопать себе могилу прямо на кладбище и жить в могиле. Т.е. делать что-то странное, несоответствующим обычным представлениям о жизни. Как правило, это был отказ от удобств, прежде всего, и от того поведения, которое предписано человеку социальным устройством жизни. И такая саньяса стала постепенно умирать. Сейчас практически таких саньясинов нет.

До следующего выпуска!

Использование информации разрешено при обязательной ссылке на автора (Ананд Сирджанхар) и сайт: http://www.anand.su