Школа Ананда

Что такое глубинные практики?

Интервью Ананда, Коктебель 10.2009 г.

 
Что такое глубинные практики?
-это система техник, направленных на то, чтобы с одной стороны научиться использовать тело для расширения сознания через приемы телесного внимания, а с другой стороны сама по себе эта техника является очень эффективным средством для поддержания и улучшения кондиций самого тела. То есть глубинные практики можно воспринимать и как средство работы с телом и как способ использовать тело для работы с сознанием. И они устроены таким способом, что отделить одно от другого в процессе конкретных практических действий очень сложно, так как одно вплавлено в другое.
 
Работа с сознанием с древних времен делалась очень разными способами. И то же самое, работа с телом с древних времен тоже делалась очень разными способами. И очень редко, даже на высших ступенях йоги, индийской или даосской йоги, работа с сознанием и с телом сливались в один процесс. В один технический прием. И вот делается попытка в глубинных практиках слить их воедино.
 
 
В каком направлении сейчас идут изменения в глубинных практиках?
Изменения такие. Если раньше в большой глубинной практике, т.е. в глубинном касании превалировала парная работа и на ее фоне постепенно развивалась индивидуальная работа, когда человек работал с собой, то теперь наоборот, работа с собой, личная техника является превалирующей, основной. И парная работа вытекает из нее как следствие и именно так теперь новые студенты обучаются. Хотя раньше они сначала обучались парной работе, а потом учились работать с собой лично. А в малых глубинных практиках — звуке, волне и гимнастике, исторически сложилась обратная ситуация, когда сначала предлагались работы индивидуальные, а потом постепенно появлялись парные работы. И в них сейчас наступает некое равновесие, роль парной и индивидуальной работы выравниваются.
 
 
Это внешняя сторона, а внутренняя с чем связана?
А внутренняя это сложнее. Когда мы в парной работе во всех видах практик занимались партнером, мы почти не замечали сами себя, хотя результаты этой работы, следствие этой работы с партнером , очень сильно сказывались на активной стороне, т.е. на том, кто эту работу производил. И в этом смысле она была очень полезна, не только тому, кто подвергался практике, но и тому, кто ее делал. Вот сейчас наконец появилась возможность в парной работе в огромной степени заниматься собой, то есть воспринимать партнера, во-первых, как зеркало своего собственного процесса, и, во-вторых, собственный процесс замечать значительно лучше, чем это было в парной работе лет 5-8 назад. В индивидуальной работе наоборот больше стали проявляться и появились даже технические приемы, которые позволяют увидеть следствие того, что происходит внутри на внешнем плане, то есть как бы размывается граница, которая нас отграничивает, отсоединяет, отделяет от внешней среды. Мы начинаем лучше чувствовать и понимать, что происходит хотя бы в ближайшем пространстве. Ну вот скажем, прием с объемным вниманием. Оно, то есть внимание, сейчас претерпело несколько модификаций. Есть практически 3 вида объемного внимания и если студент осваивает все эти 3 вида, то тогда он очень хорошо видит, что находится внутри и как это происходит при парной работе. И прекрасно видит, что происходит внутри и вовне, когда он работает с собой. И все виды внимания, которые предлагаются в глубинных практиках постепенно модифицируются именно в этом направлении. Работа только начинает делаться, и здесь возникает много тонкостей. Оказалось, что надо, во-первых, процесс внимания, то есть как мы внимаем, разбить на этапы. Так появилась та же пяти-шаговая процедура — это один вариант. Второй вариант — это ступенчатая форма внимания. Именно вот такое расчленение слитного процесса, который был до этого непрерывным, на этапы и шаги, позволяет заметить те тонкие вещи, которые тогда, в слитном внимании просто не возможно было отследить. И сразу стала появляться возможность видеть более широко весь процесс.