Здравствуйте!
Спасибо Рейки, которое нас здесь собрало.
ЖИЗНЬ В МИРЕ ДЕНЕГ. ЧАСТЬ 3.
Второе. Смотрите, сама бумажка ведь стоит доли цента. То есть она сама вроде ничего не стоит. Бумажку порвал и… Ну почему-то мы над ней аж дрожим? Почему? Оказывается, деньги — это символическая вещь, за этой бумагой — труд.
Скажем, я на доллар поработал, мне его заплатили. И вот я несу эту бумагу в магазин и говорю: на доллар могу купить. И все верят, и все говорят: «Да, действительно». Т.е. не саму бумажку оценивают, а тот смысл, который я этой бумажке присвоил вслед за американским казначейством. Казначейство написало на ней цифру один, а могло пятьсот написать, да? А на другой бумажке написано сто, а они одинаковые. Вот, например, американские деньги все одинаковые. То есть сама стоимость стодолларовой бумажки по производству такая же, как и однодолларовой.
Это очень сильный момент. Надо понимать, что на самом деле мы своим сознанием наделяем эти деньги тем или иным содержанием. И смотрите, поэтому к рублю или гривне мы немножко презрительно относимся. И поэтому они дёшевы, они меньше стоят. К доллару у нас больше уважение, чем к тугрикам. Вот одно это очень сильно работает, просто наше отношение. Хотя, разумеется, за наделяемой доллару стоимостью стоит экономика целой державы.
И поэтому деньгами может быть абсолютно всё. У папуасов это ракушки, которые они собирают со дна моря, это трудно. Нужно затратить силы, поэтому это ценно, и говорят: «Вот это стоит, скажем, три кокосовых ореха». Тоже деньги. То есть сам носитель, материальный носитель, просто закрепляет смысл, который мы вносим.