Два первых принципа Рейки гласят: "Именно сейчас не беспокойся" и "Именно сейчас не злись." Можно вместо слова «сейчас» использовать слово «теперь». Оба принципа глубоко связаны. И связаны они через наше человеческое стремление разделить мир на части. В одну часть этого мира мы помещаем все, что по нашему мнению является хорошим, а в другую часть — все плохое. И мы немедленно начинаем беспокоиться по поводу хорошего и злиться по поводу плохого.
И это еще полбеды. Хуже то, что линия разделения мира на части у разных людей проходит по-разному: мы очень субъективно делим. Одна и та же вещь для одного человека хороша, а для другого плоха. Поэтому мы все время сталкиваемся с внутренним несогласием друг друга. И живем в постоянном напряжении, ожидая в очередной раз столкновения, а не сотрудничества. И это тоже одна из причин нашего беспокойства.
Однако мы не только разграничили мир. Даже внутри себя в разные моменты жизни и по отношению к разным людям эту границу между плохим и хорошим мы умудряемся выставить каждый раз по новому, что еще больше запутывает дело. Она у нас постоянно плывет. То, что мы прощаем другу, мы не прощаем врагу. То, что мы позволяем знакомым, мы не позволяем незнакомым людям. И так далее…
В этом разделении участвует и наше тело, и наш ум. Мы и себя делим на части. В одну, хорошую часть, мы записываем все, что нам в себе нравится, например, все здоровое или, по нашему мнению, красивое. А в другую часть, плохую, мы записываем все больное или некрасивое.
Критерий разделения иногда бывает совершенно неожиданным. И мы немедленно начинаем по поводу этого разделения страдать. Одна наш часть, та, что считает себя хорошей, начинает осуждать другую нашу же часть, которая считается плохой. Более нелепой ситуации быть не может. Мы сами себя делаем нецелостными. Мы сами себя делаем больными. Мы сами себя делаем несчастными. Этот постоянный суд высасывает из нас жизненную энергию. А затем мы ищем пути для снятия этой негармоничности, "исцеляем" себя, "лечим", "ищем счастья". И это все несмотря на то, что все мы хорошо знаем заповедь "Не суди…"
В целостном сознании отношение к болезни совершенно другое. Болезнь воспринимается как благо, подарок существования, как ясный отчетливый знак негармоничности, показывающий в каком направлении необходимо осознание. По третьему принципу Рейки болезнь становится нашим учителем. И уже нет необходимости стенать по поводу болезни, но есть необходимость разобраться, какой урок она преподает.
И главный урок состоит в том, чтобы честно признать, что наша собственная болезнь во всех отношениях наша собственность. Однако мы обычно этого не признаем. Мы начинаем стенать, обвинять кого-то или что-то: то сквозняк виноват, то микробы… Нет у нас честного отношения к собственным болезням. Мы сами виноваты в том, что с нами происходит, — и в "плохом", и в "хорошем". Поэтому честно зарабатывать себе на жизнь, по четвертому принципу Рейки, — это, прежде всего, честно относиться к своим болезням.
А второй урок это урок смирения, как сказал бы верующий христианин. Когда мы клянем свою болезнь, мы совсем не думаем о том, что впадаем в тонкую форму богохульства. В неявном виде мы подвергаем сомнению правильность устройства Божьего мира, мы сомневаемся в том, что Бог устроил все как надо. В частности, скроил нас не так… Но это не только урок смирения. Необходим следующий шаг — шаг глубокой благодарности за все, что подарено Богом, за это тело, за эту жизнь, за это существование, даже за болезнь. Болезнь — это часть нашего живого существования, а значит, по пятому принципу Рейки, она достойна благодарности.
Мастер Ананд, Отрывок из лекции, 1997